english|русский
Логин: Пароль: Забыли пароль?

Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920-1940-х годов

24 июл 2009


 

Каталог выставки, сделанный Центром исследования и архивации фотографий CRAF - организатором выставки в Италии.

Куратор выставки - Андрей Баскаков; статьи - Александр Лаврентьев и Вальтер Лива.

 

 

Выставка в Сан Вито аль Тальяменто. Фото: Карло Визинтини

 


 













 

"Лето 2009 года на севере Италии неожиданно ярко прозвучало в истории зарубежных выставок отечественной фотографии. В городе Сан Вито аль Тальяменто, провинция Фриули, в стенах старой церкви, идеально приспособленной под выставочный зал, открылась большая и очень разнообразная по темам, жанрам и направлениям выставка советской фотографии.

 

На выставке представлены фотографы, работавшие в 20 - 40-е годы XX века. Экспозицию, состоящую из работ мастеров официального направления, представляют Аркадий Шайхет, Александр Родченко, Борис Игнатович, Иван Шагин, Михаил Прехнер, Эммануил Евзерихин.  Очень полно и объемно представлена фотография времен Великой Отечественной войны, великие и трагические события проиллюстрированы Михаилом Трахманом,  Александром Устиновым, Марком Марковым-Гринбергом,  Евгением Умновым и другими. 

 

Пикториальное направление также не осталось без внимания – творчество одного из лидеров этого направления Александра Гринберга представлено серией работ, гармонично освещающей все грани таланта этого необычного мастера.

 

Цель выставки была предельно лаконичной – дать возможность достаточно подготовленной интеллектуально, но мало знакомой с контекстом российской истории итальянской публике увидеть множество подробностей когда-то достаточно закрытой от посторонних глаз советской жизни, позволить составить свое представление о горестях и радостях большой, противоречивой и сложной страны, о тайных надеждах и явных горестях ее обитателей. Помочь понять, что нет в нашей истории ничего прямолинейного и примитивного,  что трагичное соседствует с комичным, а горе является непременной составляющей радости.

 

Налагала особую степень ответственности и специфика выбранного места – городок Казарса, находящийся в непосредственной близости от Сан Вито, является родиной одного из величайших кинорежиссеров современности Паоло Пазолини, владевшего особым умением, способностью к предельной открытости и правде, подаваемой  в особой стилистически тонкой оболочке, не прямолинейно, сохраняя при этом тончайший баланс между целомудрием и откровенностью.

 

Горячий интерес к выставке также был обеспечен многообразной деятельностью принимающей стороны – фотографического объединения CRAF, владеющего обширной коллекцией фотографии ХIХ-ХХ веков, ведущего активную просветительскую и выставочную деятельность в регионе.

 

История фотографии - сложный, сопротивляющийся материал для исследования. Тем ценнее возможность непосредственного личного знакомства с ней, которая бывает открыта для зрителя совместным трудом авторов: создателя работ и создателя экспозиционного пространства, в котором живут фотографии".

 

 

Людмила Машанская

искусствовед, сотрудник музея современного искусства